может ли в тсж быть управляющий без председателя

О ПРЕДСЕДАТЕЛЕ ПРАВЛЕНИЯ ТСЖ

Жилищный кодекс о правлении ТСЖ и его председателе

Правление ТСЖ - это исполнительный орган, который подотчетен общему собранию членов ТСЖ и осуществляет руководство деятельностью товарищества (п. п. 1, 4 ст. 147 ЖК РФ). Правление избирается из числа членов ТСЖ на срок не более двух лет. Однако не каждый член ТСЖ может стать членом правления. Соответствующие ограничения перечислены в п. 3.1 ст. 147 ЖК РФ, вступившем в силу 25.06.2011. Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

Обязанности правления перечислены в ст. 148 ЖК РФ (перечень может быть расширен уставом ТСЖ). Как и любой исполнительный орган, правление среди прочего заключает договоры, нанимает работников, контролирует платежную дисциплину членов товарищества, организует их общие собрания. Именно правление ТСЖ распоряжается средствами товарищества, находящимися на расчетном счете в банке, в соответствии с финансовым планом ТСЖ (п. 4 ст. 151 ЖК РФ).

Кстати, согласно п. 7 ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления входит ведение бухгалтерского учета и отчетности. Однако специальная норма (ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете") гласит, что ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта, который обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Здесь отметим, что под руководителем экономического субъекта для целей законодательства о бухгалтерском учете следует понимать лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющего, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. Это определение, к слову, созвучно определению руководителя организации, применяемому в трудовом законодательстве: согласно ст. 273 ТК РФ руководитель организации - физическое лицо, которое осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Самое время перейти к полномочиям председателя правления. Повторим, что руководство деятельностью ТСЖ осуществляет правление, а главная задача председателя - обеспечить выполнение решений правления (п. 1 ст. 149 ЖК РФ). Для этого председатель в первую очередь имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для этих лиц обязательно (очевидно, что и контролировать выполнение таких указаний будет именно председатель правления). Если в обязанности правления входит заключение договоров о содержании общего имущества, значит, правление принимает решение о том, с кем и на каких условиях нужно заключить договор, а непосредственно подписывать текст соглашения будет председатель, поскольку он действует без доверенности от имени товарищества. То же самое с наймом работников: правление согласует штатное расписание (в соответствии со сметой) и, возможно, конкретного кандидата, а председатель подписывает с ним договор. Правление распоряжается денежными средствами ТСЖ (то есть принимает решение о направлении расходования и сумме), а платежные документы подписывает председатель. Правление, обязанное осуществлять контроль платежной дисциплины собственников помещений (п. 2 ст. 148 ЖК РФ), принимает принципиальные решения о методах борьбы с неплательщиками (например, о подаче исков в суд по отношению к конкретным должникам), а соответствующее указание штатному юристу дает председатель, он же подписывает иск и вообще представляет интересы ТСЖ в отношениях с третьими лицами (в силу того, что действует от имени ТСЖ без доверенности). Ведение бухгалтерского учета и отчетности, согласно п. 7 ст. 148 ЖК РФ, является обязанностью правления, однако по бухгалтерскому законодательству ответственность за организацию бухучета несет одно физическое лицо, которым и является председатель (лицо, ответственное за ведение дел ТСЖ). Таким образом, можно прийти к выводу: хоть правление и названо исполнительным органом, оно фактически лишь принимает решения (причем только в рамках регулярных заседаний), а выполняет их именно председатель, который наделен соответствующими полномочиями. Например, в Жилищном кодексе не предусмотрено право других членов правления давать указания работникам ТСЖ.

Кроме того, что председатель обеспечивает выполнение решений правления ТСЖ, у него есть и собственное полномочие - совершать сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием его членов (п. 2 ст. 149 ЖК РФ). Значит, основные решения принимаются на заседаниях правления, а между заседаниями именно председатель ТСЖ фактически осуществляет руководство товариществом в соответствии с курсом, принятым общим собранием его членов и правлением, несмотря на то что председатель ТСЖ не является самостоятельным исполнительным органом согласно ЖК РФ.

Из прочтения ЖК РФ вовсе не следует, что главная цель председателя правления - руководство коллегиальным выборным исполнительным органом (правлением) (подобное утверждение можно встретить у некоторых экспертов). Председатель созывает заседание правления (п. 5 ст. 147 ЖК РФ), но такое заседание будет легитимным, даже если председатель не будет присутствовать на нем (п. 6 ст. 147 ЖК РФ указывает на необходимость присутствия не менее чем 50% общего числа членов правления). Жилищный кодекс не наделяет председателя каким-либо более весомым голосом и т.д. На заседании правления он такой же его член, как и другие. А вот вне заседаний председатель, повторим, реализует принятые правлением решения.

Мы так подробно описали круг обязанностей правления и полномочий председателя правления ТСЖ, чтобы стало очевидно, что председатель (в описанных в ЖК РФ рамках) постоянно и непрерывно осуществляет деятельность по управлению ТСЖ <1>. Сделать аналогичный вывод в отношении других членов правления вряд ли возможно.

<1> В ситуациях, когда ТСЖ заключило договор управления с УК либо наняло управляющего ТСЖ по трудовому или гражданско-правовому договору, выполнять решения правления председатель уже фактически не будет. Здесь нужно отдельно смотреть, можно ли отнести осуществляемую председателем деятельность к трудовой функции.

Заключать трудовой договор выгодно и ТСЖ, и председателю. Так, например, товарищество сможет воспользоваться положениями об ответственности руководителя организации за причиненный ТСЖ ущерб (см. ст. 277 ТК РФ, Апелляционное определение Астраханского областного суда от 23.05.2012 по делу N 33-1530/2012 <2>). В свою очередь председатель правления вправе рассчитывать не только на ежемесячную оплату труда, но и на социальные гарантии (обеспечиваемые отчислениями на обязательное страхование).

<2> Председатель правления ТСЖ осуществлял деятельность на общественных началах, никакой договор с ним не заключался, устав ТСЖ не предусматривал мер ответственности председателя правления за причиненные ТСЖ убытки. В связи с этим суд отказал ТСЖ во взыскании ущерба с председателя.

Если вознаграждение членам правления (в том числе председателю) не выплачивается совсем (и в штатном расписании отсутствуют должности председателя и членов правления), считается, что такие лица работают на общественных началах, трудовые отношения с ними не возникают (трудовые договоры не заключаются, и не приходится говорить об обеспечении условий труда, нормировании рабочего времени). В этом случае неправильно считать, что трудовые отношения с председателем возникли на основании фактического допуска к работе (ст. 16 ТК РФ). Например, в Кассационном определении от 18.01.2012 по делу N 33-352/2012 Омский областной суд отклонил иск бывшего председателя правления ТСЖ о взыскании заработной платы исходя из МРОТ, установив, что трудовые отношения не возникли, поскольку вознаграждение председателю не устанавливалось, трудовой договор не был заключен, председатель действовал на общественных началах. В этом случае, полагаем, нет нарушения трудового законодательства: во-первых, одним из признаков трудовых отношений является возмездность, а общее собрание членов ТСЖ не обязано устанавливать вознаграждение председателю правления, во-вторых, закон знает безвозмездный труд (например, труд добровольцев в благотворительных организациях), но он регулируется уже гражданско-правовым законодательством.

По мнению автора, неправильно считать, что правоотношения членов правления (в том числе председателя) и ТСЖ имеют одну неизменную сущность независимо от наличия вознаграждения и объема выполняемых обязанностей. Наличие вознаграждения имеет существенное значение:

- если оно установлено в виде заработной платы (и должность введена в штатное расписание), налицо трудовые отношения, даже если трудовой договор не оформлен <3>;

- если его нет вовсе, имеют место безвозмездные правоотношения (можно рассуждать о характере этих правоотношений: основаны ли они на двустороннем договоре, возникают ли исключительно на основании устава ТСЖ и закона и пр.);

- если вознаграждение установлено единовременно (что исключает возможность заключения трудового договора), вероятно, следует признать наличие гражданско-правовых отношений между членами правления и ТСЖ (ТСЖ выплачивает вознаграждение, а члены правления выполняют определенные обязанности).

<3> Апелляционное определение Костромского областного суда от 24.09.2012 по делу N 33-1435.

Первое предложение рассматриваемого пункта гласит, что членом правления не может быть:

- лицо, с которым ТСЖ заключило договор управления МКД (а такой договор в силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ заключается с управляющей организацией, которая может быть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем <4>);

- лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило договор управления;

- член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества.

<4> Пункт 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.

Второе предложение п. 3.1 ст. 147 ЖК РФ более интересно. Во-первых, член правления не может совмещать свою деятельность в правлении с работой в ТСЖ по трудовому договору. Подчеркнем, законодатель говорит о деятельности в правлении, никак не конкретизируя ее сущность. Некоторые эксперты обращают внимание на то, что данная формулировка указывает на противопоставление деятельности в правлении и работы по трудовому договору, и делают вывод, что деятельность в правлении не может осуществляться на основании трудового договора. Иначе говоря, заключать с председателем (как и с любым членом) правления трудовой договор незаконно: для легитимного выполнения возложенных на членов (в том числе на председателя) правления обязанностей и получения вознаграждения достаточно положений ЖК РФ, устава ТСЖ и соответствующих решений общего собрания членов товарищества. Но при этом председателю предлагается самостоятельно в добровольном порядке уплачивать взносы в Пенсионный фонд. Еще один вариант узаконить вознаграждение председателя правления - заключить с ним договор на осуществление деятельности по надзору за состоянием и эксплуатацией жилищного фонда. Однако, по мнению автора, изложенному выше, трудовые отношения между ТСЖ и председателем правления возможны. И в этой ситуации изложенный выше запрет следует трактовать как невозможность одновременно быть членом правления (в том числе председателем по трудовому договору) и штатным работником ТСЖ (бухгалтером, электриком, сантехником и пр.). Причем нет смысла вдаваться в подробности, изучая вопрос о том, запрещено ли совмещение (выполнение другой работы в течение установленной продолжительности рабочего дня) или совместительство (осуществление другой работы в свободное от основной работы время), поскольку слово "совмещение" в ЖК РФ употреблено не в узкоспециальном (как в ТК РФ), а в общем смысле. Добавим, что даже если предположить верным противоположный подход, то весьма затруднительно представить себе какие-либо негативные последствия для председателя и ТСЖ, оформивших трудовой договор, если обе стороны (вторая сторона представлена общим собранием членов) заключили такой договор добровольно.

Во-вторых, член правления не может поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества. Иначе говоря, член правления должен исполнять свои обязанности лично. В общем случае это означает, что на заседаниях правления должны присутствовать и голосовать по вопросам повестки именно те лица, которые были избраны на общем собрании членов ТСЖ. Одновременно нельзя забывать, что председатель правления также является его членом. Учитывая этот факт, можно прийти к выводу, что председатель правления не может возлагать на иное лицо исполнение своих обязанностей: одна категория обязанностей у него та же самая, что и у других членов правления, а вот вторая категория завязана на обеспечении выполнения решений правления. Если же ТСЖ привлекает управляющего к работе по трудовому договору, фактически все полномочия по обеспечению выполнения решений правления и осуществлению деятельности по управлению общим имуществом передаются управляющему (он дает указания и распоряжения штатным работникам ТСЖ, на основании доверенности заключает сделки и т.д.). Между тем не думается, что законодатель имел намерение поставить вне закона деятельность в ТСЖ управляющих, в частности, по трудовым договорам. По мнению автора, при толковании п. 3.1 ст. 147 ЖК РФ нужно исходить из общего смысла нормы - обеспечить независимость членов правления и участие в принятии решений именно тех людей, которым было оказано доверие на общем собрании членов ТСЖ. А вот конкретные формы, в рамках которых будут реализованы эти принципы, следует оставить на откуп самим товариществам.

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

Комментарии

Комментариев пока нет

РЕГИСТРАЦИЯ НА ПОРТАЛЕ

Ставка платы за капремонт в Петербурге повысится с 1 января 2017 года. К каждой ставке прибавится 50 копеек.

Председатель комитета по тарифам Дмитрий Коптин подписал распоряжение о введении с 1 ноября новых нормативов на коммунальные услуги.

Конституционный суд рассмотрел резонансное дело о плате за капремонт. Оппозиционные депутаты Госдумы увидели в «общем котле» сходство с игрой в напёрстки и заявили, что система вызывает у них «жуткую неприязнь и аллергию». Органы госвласти ответили им обвинением в предвыборном пиаре. К кому прислушается КС и закроет ли он региональные фонды капремонта, станет ясно через несколько недель.

Обещанное властями снижение платы за воду оказалось мифом. Детальный анализ показывает: нормативы снижены так, что через полтора года они вырастут вновь.

Несмотря на все обещания Смольного, в 2016 году в Петербурге все-таки вырастает плата и за капремонт домов. Впрочем, она все равно будет минимальной по стране.

Если вы хотите дополнительную консультацию по вопросу может ли в тсж быть управляющий без председателя. Задайте его в виджете на сайте. Абсолютно бесплатно.
[/banner_header]